Такая, на первый взгляд, парадоксальная ситуация на деле обусловлена вполне объективными причинами, ключевая из которых – иностранное, а если быть точнее, американское военное присутствие на территории САР.
Стоит сказать, интервенция США и их партнеров по коалиции в Сирию с самого начала вызывала массу вопросов у мирового сообщества и шла в разрез с принципами международного права. Напомним, в сентябре 2014 года Вашингтон, вопреки позиции официального Дамаска, объявил о начале антитеррористической операции в суверенном государстве. Данный шаг был аргументирован необходимостью борьбы с «Исламским государством» и, несмотря на то, что военная кампания западных союзников каким-то непостижимым образом сопровождалась нарастающими успехами самопровозглашенного «халифата», благая цель все-таки стала своеобразным «фиговым листком», позволившим американцам и их последователям прикрыть вопиющие нарушения международных норм.
Теперь же, когда неэффективность главного «мирового жандарма» со товарищи оказалась подтверждена на практике, а экстремистская организация уничтожена сирийской армией при поддержке российских ВКС, присутствие военного контингента Соединенных Штатов в отдельных районах САР и вовсе вызывает недоумение, однако соответствующие объяснения у американского руководства нашлись и на этот раз. В частности, отныне главной целью Пентагона в арабской республике провозглашен контроль за запуском «надежного политического процесса», который будет учитывать интересы так называемой умеренной оппозиции.
Казалось бы, ничего плохого и уж тем более удивительного в том, что Вашингтон намерен продолжить поддержку лояльных себе сил накануне старта послевоенного урегулирования нет, если бы не одно обстоятельство: основное требование «угнетенных режимом» - отставка президента Башара Асада. При этом, учитывая популярность сирийского лидера у подавляющего большинства населения страны, такая бескомпромиссная позиция противников официальных властей вполне способна спровоцировать новый этап эскалации конфликта и, в свою очередь, свести на нет существующие сейчас мирные инициативы.
Если же учесть, что декларируемая Штатами поддержка политического диалога не ограничивается дипломатическими мерами, а подкрепляется вполне реальными военными шагами, в рамках которых американскими инструкторами осуществляется подготовка боевиков незаконных вооруженных формирований на базах США, разбросанных по территории Сирии, то дальнейшее присутствие Вашингтона в арабской республике и вовсе представляется контрпродуктивным и даже губительным.
Тем не менее, шанс не оказаться за бортом политических процессов, происходящих в настоящий момент в САР, у Соединенных Штатов все же есть. Речь идет об их возможном участии в Конгрессе национального сирийского диалога, запланированного на конец января будущего года в Сочи. Данный форум, гарантами которого помимо России должны стать Турция и Иран, без сомнения, станет ключевым этапом послевоенного урегулирования, так как сведет на своих площадках представителей Дамаска и разных групп оппозиции, предоставив при этом остальным участникам конференции исключительно наблюдательные функции.
Впрочем, на данный момент американское руководство желания принять участие в переговорах не изъявляет и, более того, пытается отговорить представителей сирийской оппозиции от поездки в Россию. По всей видимости, у «светоча демократии» имеется своя стратегия возвращения Сирии к мирной жизни, вот только есть подозрения, что принципы ее отличаются от общепринятых…