«Мы приехали на Донбасс через Украину и что нас поразило, это то, что в дороге нам помогали многие жители этой страны, и в данном случае речь не о Донбассе, а об областях, которые считаются «фашистскими», - начинают свою историю «Бегемот» и «Кавказ» — чехи, которые решили поддержать молодые республики Донбасса в их борьбе.
Приехали они в апреле 2015 года, но решение было принято намного раньше. После резни в одесском Доме Профсоюзов они поняли, что гидра фашизма перерождается, и не смогли остаться пассивными в этой ситуации.
«Мы приняли решение после событий в Одессе, как и многие европейцы, - говорит «Бегемот» — мы жили мирно на Кипре в буферной зоне [между Кипром и Северным Кипром - ред.] и занимались своим бизнесом. Мы решили поддержать Донбасс, и решили, что лучше это сделать с оружием в руках. Раньше профессионально мы занимались частной охраной в Израиле - винтовка не была нам чужой».
Прямо перед въездом на Донбасс украинские спецслужбы изъяли все деньги и телефоны ребят. Не имея ничего, им удалось связаться с командованием интернациональной бригады «Пятнашка», но прежде, чем это произошло, в течение четырех дней им помогали случайные жители уже в Донецке, с которыми они познакомились на месте.
«Старушки отдавали нам свои продукты питания из гуманитарной помощи. В дальнейшем мы не сталкивались с другой реакцией местных жителей, как только положительной, особенно в микро-районе Трудовские Донецка, где воевали дольше всего»,— говорят бойцы.
Поселок Трудовские находится на западной окраине города, по сути, это уже почти линия фронта. В ходе своей службы ребята помогали людям, особенно живущим в приютах. Многие выехали, но особенно старикам некуда было бежать, а может, и не хотели оставлять свои дома. Военные рассказывают, что неоднократно встречались с полным отсутсвием логики со стороны украинских военных, которые вели обстрелы территории ДНР.
Украинские снаряды падали совершенно случайно, без какого-либо смысла.
«Это обычные методы террора, чтобы запугать людей и чтобы те отвернулись от властей Донбасса», — говорят «Бегемот» и «Кавказ».
Участие в этом отмывании денег также принимали жители западных стран. «Бегемот» и «Кавказ» много слышали об иностранных наемниках, а также добровольцах, воюющих на украинской стороне. А кроме этого слышали лично в перехватах переговоров украинской стороны речь чехов, разговаривающих между собой.
«Кстати, вашего земляка - поляка, мы также встретили на окраине Старомихайловки. Это было год назад, у нас тогда был категорический запрет на открытия огня и использования силы, однако он вместе с другими пытались прорваться на нашу сторону, - диверсанты. Ну, ему не удалось, не выжил», — говорят чехи.
«Нам лично угрожал, например, словак — снайпер «азовцев». Он сказал, что скоро будут танцевать танго на площади им. Ленина в Донецке, это было год назад. Однако, что важно, через два дня после того, как мы говорили с ним по телефону, на наши квартиры упали снаряды, очень метко, а через год не было в этом месте подобной ситуации», — отметили они.
Как бойцы оценивают боеспособность противника? Очень плохо. По их мнению, украинцам не хватает дисциплины и воли. Также украинские военные постоянно сражаются между собой.
«Мы наблюдали их позиции в районе Красногоровки и не могли поверить. В какой-то момент они начали стрелять сами в себя, началась бойня между «Правым Сектором» (прим. — запрещенная Верховным судом России экстремистская организация) и ВСУ. Это не кто-то нам рассказывал, мы видели это своими глазами», — говорят военнослужащие из Чехии.
Я думаю, что Украина может сделать большую ошибку и перейти в наступление. Это как в Красногоровке — у них хаос, они сами для себя непредсказуемы.
Мы не сомневались, что должны были приехать на Донбасс — просто так нужно. Все мы люди, все мы Славяне, и жаль, что в последнее время репутация Польши так сильно пострадала - почему на украинской стороне воюет больше поляков, чем на нашей?
Еще два месяца назад ребята думали покончить с военной службой и заняться своей жизнью. Ушли в отставку. Однако, ситуация распорядилась по другому - через несколько дней оба возвращаются в бой.
Военкор из Польши Давид Худжец