Порошенко до последнего ждал и надеялся на то, что его позовут, и он вприпрыжку помчится на саммит большой двадцатки, пусть даже в качестве гостя, это не имело никакого значения. Но его чаяния не оправдались. И чтобы не пропадать «добру», в виде заготовленной речи, которую он мечтал направить на участников саммита, он прочитал ее украинским народным избранникам, с присущим пафосом и высокопарными словами.
Сегодняшнее послание к соотечественникам никоим образом их не коснулось, потому что о народе не было сказано ничего. Все что он говорил, затрагивало тему войны и намерений ее продолжать. Но как-то вскользь Порошенко опять упомянул о рынке земли, который должен полноценно работать уже в 2017 году. Вот на этом хотелось бы остановиться подробнее.
В прошлом году в кулуарах Верховной Рады была утверждена стратегия, направленная на развитие аграрного сектора. На удивление документ получился очень качественным, с четкими целями и планами. Одним из пунктов, обязательным к выполнению, обусловлено создание полноценного рынка земли сельскохозяйственного назначения. Планировалось, что в 2015-2016 пройдет пилотный проект с выявлением недочетов. Но, видимо, не судьба. Как говорится, поговорили и забыли. А все, потому что рынок земли, сам по себе, крайне не выгоден для украинского государства.
На протяжении многих лет украинцы не имеют права распоряжаться своими земельными угодьями. Ни продать, ни подарить, ни получить под паи кредит – невозможно. Единственное, землю можно сдавать в аренду, за жалкие гроши. Если бы на самом деле функционировал «рынок земли» - каждый владелец имел бы на руках актив стоимостью не один десяток тысяч долларов. Вместо этого, остается один единственный выход – сдавать землю агрохолдингам за несколько сотен гривен за гектар в год.
Вы не найдете ни одну страну в мире, где практиковалось подобное. В обход Конституции и обязательств перед мировым сообществом украинское государство запрещает миллионам граждан распоряжаться своей же собственностью, причем на протяжении 16 лет. Многие эксперты в этой области уверены, что Порошенко и его команда не допустят полной свободы рынка земли. Это всего лишь популистские возгласы, которые слышны на протяжении не одного десятка лет. Тем более, если взять во внимание, что возраст людей, которые получили землю в девяностых, в основном, за семьдесят. Что взять со старенькой бабушки, которая готова подписать любой документ, лишь бы ей хватило на пропитание.
Единственный выход из сложившейся ситуации – Европейский Суд по правам человека. Но опять-таки, пожилые люди вряд ли осмелятся на такой шаг, да многие и не знают о такой возможности. Поэтому украинские власти смело делают то, что им нужно, нисколько не задумываясь о народе. Так что «рынок земли» - очередная порошенковская сказка для поднятия своего рейтинга.
Арина Матвеева