Константин Кеворкян: Записки постороннего

Константин Кеворкян: Записки постороннего



Когда я слышу слово "духовность" моя рука тянется к мухобойке. Уж слишком часто секта Свидетелей Культуры мусолила это звучное слово в попытках прикрыть ничтожность экономических реформ, развал страны и нищету населения неким наступающим "возрождением духовности". "Какая дорога ведет к храму?", - четверть века слезливо выспрашивали они у случайных прохожих, теребя подол то ли косоворотки, то ли вышиванки. А за их спиной горела и рушилась великая страна.

Откровенно говоря, собираясь на первый фестиваль русской словесности "Точка сборки", что проходил в Севастополе с 11 по 14 мая сего года, я чрезвычайно опасался окунуться в омут опостылевшей "духовности". Громкие имена литераторов (например, организаторы фестиваля П. Беседин и Ю. Милославский, участники форума - легендарный литературный критик В. Бондаренко, почтенные классики, вроде А. Кима, М. Кудимовой, Н. Садур) да плюс традиционный севастопольский патриотизм и серьезные темы анонсированных "круглых столов" - всё подразумевало высокодуховное собрание "властителей дум", тоскливо жалующихся на отсутствие денег для закупки нафталина.

Особенность литературного творчества, как и человеческой жизни, состоит в том, что оно становятся глубоким, лишь обретая жизненный опыт, а значит - по мере взросления (гении являются исключением). Вот и дискуссии взрослых и давно знакомых между собой классиков тоже не отличались юношеским задором и вспыхивали ровно в той степени и в той энергетической калорийности, чтобы зрелище окончательно не затухло. Состарившиеся на литературной ниве, одетые с тщательной небрежностью светочи говорили о культуре.

- Литература - это государственная идеология, а идеология в нашем государстве запрещена Конституцией, - взывал к собравшимся Владимир Бондаренко.

- При Андропове на цену бутылки "андроповки" можно было купить четыре книги, а сегодня за книгу можно купить четыре бутылки водки, - калькулировал Дмитрий Лекух.

- Сегодня в литературе сто тысяч человек - читатели серьезной литературы, еще миллион - развлекательной, а остальные не читают вообще, - козырял издательской статистикой Александр Снегирев.

Тема аудиторию волновала - тиражи, доходы и как заставить людей добровольно читать то, что они пишут. "Раньше на весь Крым было 23 писателя, а теперь пятьсот", - горько заметил местный литератор и таки был прав.

В литераторы идут, как правило, не от хорошей жизни: юные красавицы рвутся в шоу-бизнес, честолюбивые юноши - в политику, изворотливые - в предпринимательство. Сегодня в литературу бредут от безнадежности выхода переполняющих эмоций. Ведь писать, кажется, просто. Даже на гитаре играть - и то сложнее. Но это обманчивая легкость. Не говоря уже о том, что литературой прокормить всех писателей невозможно, а потому высшие силы подкармливают только нужных. "Но как определить нужного?" - вот в чем вопрос. Да - как бы существуют творческие союзы, литературные премии, некая пресса... Иногда кого-то даже показывают по телевизору... Но вот читают их единицы, и часто - с нескрываемым отвращением. И в следующий раз в книжный магазин обманутого читателя даже калачом не заманишь.

Относясь с огромным уважением ко всем собравшимся литераторам, большинство из которых действительно замечательные писатели, должен всё же заметить: привычка решать вопросы технологий в формате говорильни есть пустая трата времени. Хватит матерно крыть Голливуд! Есть два взгляда на литературный процесс. Исполненный восточной созерцательности Анатолий Ким изложил, что писатель "приходит из ниоткуда и уходит в никуда". Тогда предаёмся медитации, а не дискуссии. А пресловутая "рука рынка", тем временем, всё расставит по своим местам. Либо необходимо согласиться с критиком Владимиром Бондаренко, что литературный процесс - это все-таки идеология, идеологический враг наступает и скрепы скрипят.

А там, глядишь, под мерное поскрипывание и само государство испустит дух. Не потому, что слабое: наоборот, оно может быть даже очень вооруженным или богатым и все-таки - никчемным. Более того, никчемности государства можно посильно содействовать извне. Но это вопросы не столько чистого искусства, сколько пропаганды и её технологий. А слабо у заокеанских "партнеров" поучиться эффективности идеологических наступлений? Ведь отечественные кинематографисты научились потихоньку и необходимую раскрутку фильмам устраивать, и прибыльный прокат организовывать, и капризного зрителя завоевывать. И даже поддержку от государства для идеологически правильных проектов получать.

Поменьше обреченной духовности во взгляде, дорогие писчебумажные друзья. Глупо спорить - хорош или плох интернет. Он существует и охватывает миллиарды людей. Современные носители информации рождают новые формы творчества, в том числе и литературного. Ускоренный темп жизни диктует иной объем произведений, иную стилистику, ту самую ненавидимую многими "клиповость". Краткость - сестра таланта, многословие устарело. "Регламент!", - напоминал модератор болтливым, а порою и сбивавшимся на стихи литераторам. "Регламент!", - рычат в постаревшие лица Каллиопа, Мельпомена и... как её, дьявола?... Эрато! Но писатели ей не верят - и говорят путано, и пишут нудно, и стенают бесполезно в пустоту.

Еще раз - учитесь у сегодняшних победителей в пропагандистской войне, а не говорите, будто победите завтра, как только заручитесь поддержкой херувимов. Хватит разговоров о вечности и духовности, за которыми скрывается беспомощность и неуплата коммунальных платежей. Как был осуществлен идеологический переворот на Украине? Сработала продуманная система грантов для писателей (и других лидеров общественного мнения) через соответствующие фонды и структуры, мощная информационная поддержка в местных СМИ, конечный выход на заинтересованного и заинтригованного читателя.

Да, грандиозных произведений не создано, но взращенных идеологической системой жаданов худо-бедно читают и к слову писателя тамошняя интеллигенция и студенческая молодежь прислушивается, ибо его настойчиво рекламируют и продвигают. И интерактивные формы работы с читателем активно используются. Заточенные стихи, вроде "Никогда мы не станем братьями", сотнями тысяч просмотров гуляют по Сети. А другие молодые, напротив, поэтов Донбасса читают. Но, самое главное, что Слово не оставляет равнодушным, в нем сотни тысяч людей ищут подтверждение своим чувствам и мыслям. А значит - оно будет востребованным. Кстати, а где ваши книги о "Русской весне", о трагедии Донбасса, об изломе Украины?

Очевидно, что кроме самого фестиваля (литературную славу Севастополя преумножающую и здоровье Платона Беседина истощающего), нужна продуманная культурная политика государства. Политика в России куется на самом верху - именно туда надо идти, согласовав предварительно между собой буквально три постулата успешного литературного производства:
1. Наличие государственного идеологического запроса;
2. Список литературных журналов, на которых данный заказ произрастает;
3. Информационную поддержку государства для пропаганды обкатанных в журналах лучших произведений.

И для решения вопроса постарайтесь уложиться в выделенное для аудиенции короткое время, не сбиваясь на чтение собственных стихов. А для того, чтобы инициатива не выродилось в очередной бестолковый Союз писателей СССР, необходима жесткая финансовая дисциплина и отчетность черед государственными и частными литературными фондами. Остальное дело вашего таланта, трудолюбия и вдохновения. Большинство великих произведений прошлого созданы на заказ. "Чистое искусство" - вопрос отдельный, существует по своим Божеским законам и в предоплате не нуждается.

Надо прекращать бесконечные "круглые столы" и переходить к конкретике. Литература - это базовая часть идеологической работы государства, ибо даже кинематографический сценарий или статья рецензента - это тоже работа со словом. Литература нуждается в поддержке на тех же грантовых основаниях, как фундаментальная наука, и в эффективной рекламе, как современный шоу-бизнес. Литература обязана принимать новые формы и идти навстречу читателю: писатели не высокомерные "властители дум" (каковыми они себя возомнили во времена отсутствия отечественной школы философии, социологии или неподцензурных СМИ), но участники общего культурного процесса. Напомнить вам, что, по выражению Фаины Раневской, таится под пышным павлиньим хвостом? Так что поменьше пафоса, господа!


Энергию горьких слов обратите, наконец, в энергию непопулярных среди интеллигенции, но конкретных действий! Не ради себя, но ради воссоздания действительно необходимой сегодня государственной идеологии патриотизма. А то и дальше будем всей страной прозябать - по блестящему определению Юрия Милославского - "на рынке геополитических услуг".

А пока начинаем терпеливо ждать следующего фестиваля. Ведь в Севастополе не только разговоры говорилось, но и - благодаря титаническим усилиям организаторов - происходили многочисленные мероприятия, выступления перед школьниками и студентами, творческие встречи в библиотеках и даже на боевых кораблях. Нельзя опускать руки. Тем и отличается "Точка сборки" от точки невозврата.

источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Новые учения НАТО, которые несут новые угрозы
Польская военная активность и риторика: сигналы о потенциальной угрозе для Беларуси
Польша готова начать агрессию против Республики Беларусь
Обращение Путина к гражданам России
Русский спецназ устроил ВСУ "Судный день"
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин