Специализированная антикоррупционная прокуратура, начавшая работать 1 декабря на Украине, стала уже шестым новым органом, призванным бороться с коррупцией. И, вроде бы, всё очень серьёзно. Новый орган должен будет контролировать соблюдение законов в ходе досудебных расследований Национального антикоррупционного бюро Украины и функции поддержания гособвинения в антикоррупционных делах. У антикоррупционной прокуратуры Украины даже имеется свой прокурор, которого назначает генпрокурор по представлению специальной комиссии из 11 человек, 7 из которых делегирует Верховная рада, а еще 4 — генеральный прокурор. В понедельник на эту должность был назначен бывший первый зампрокурора Крыма Назар Холодницкий. Сейчас он уже занимается набором кадров в антикоррупционную прокуратуру, которая должна будет помочь стране победить взяточничество. Но вот выйдет ли из этого хоть какой-то толк?
Возникают серьёзные сомнения. Вряд ли ещё один новый орган сможет сделать то, что так и не удалось пяти другим. В вопросе борьбы с коррупцией важно вовсе не количество, а качество организаций. Но ни созданные ранее Госбюро расследований, ни Национальное антикоррупционное бюро, ни Национальное агентство по предупреждению коррупции, ни Национальное агентство по выявлению, розыску и управлению активами, полученными преступным путем, ни даже Национальный совет по антикоррупционной политике так и не сумели доказать, что они способны эффективно бороться с коррупцией. Притом, как вместе, так и по отдельности.
Непонятно, зачем эти органы вообще создавались, если не только для показухи. Ведь реальной пользы от них нет никакой. Было устроено несколько "нашумевших" задержаний и даже "громких" уголовных дел в отношении ряда чиновников высокого ранга. Да, вот только либо эти дела были отправлены пылиться в следственных органах, либо же и вовсе не были переданы в суд. Демонстративная какая-то борьба получается, не правда ли?
Но эта показуха никак не способствует сближению Украины с Западом. Ведь проблема всё равно остаётся нерешённой. Непонятно только, на что рассчитывают украинские власти. Яценюк же сам говорил о том, что в случае провальной борьбы с коррупцией Киев утратит шанс на отмену виз с ЕС. Плюс к этому, если антикоррупционные ведомства так и не станут полноценно и эффективно работать, Украина не только не получит финансовой поддержки, но так же не сможет рассчитывать на транш МВФ. А это всё с планами украинских властей явно не вяжется. Так почему же они создают видимость активной борьбы с коррупцией, а на деле не предпринимают никаких серьёзных действий?