Президентские выборы на Украине пройдут через неделю. Без сомнения они станут, вернее уже стали, рекордными по числу всевозможных нарушений демократических принципов. Нигде в цивилизованном мире избрание главы государства не проводится в условиях территориального раскола страны, гражданской войны и кровопролитных карательных операций центральных властей против отдельных регионов.
Да и выбором, в привычном понимании, это действо назвать можно только с большой натяжкой. Политологам и рядовым гражданам страны давно известно, что основным кандидатом Госдепартамент США назначил промышленника и миллиардера Петра Порошенко. Евросоюз с этой фигурой послушно согласился. Остальные персонажи предвыборной гонки - лишь общий фон или заведомо непроходная оппозиция.
Общий фон - вроде кандидата от партии «Батькивщина» Юлии Тимошенко - нужны для придания видимости хоть какой-то легитимности происходящему. С оппозиционными кандидатами - теми, кто не согласен с написанным на Западе сценарием будущего развития Украины - например, Олегом Царевым от Партии регионов и коммунистом Петром Симоненко - можно не церемониться. Боевики «Правого сектора» с помощью бейсбольных бит и коктейлей Молотова доходчиво объясняют им что к чему. Если и это не доходит, еще один ставленник Вашингтона, Игорь Коломойский, позвонит по телефону и подробно расскажет, где, кого и как будут вешать.
Но это все политика. А как себя чувствует украинская экономика накануне выборов? Последствия острого кризиса, продолжающегося уже полгода, сказались и тут. Об этом говорят итоги внешнеэкономической деятельности за последние 4 месяца (январь-апрель), подведенные Государственной таможенной службой Украины.
Один из главных результатов можно назвать ошеломительным. Внешняя торговля Украины в 2014 году вдруг стала профицитной. Положительное сальдо составило 243 миллиона долларов, хотя еще год назад, в условиях относительно спокойной экономической жизни, дефицит за этот же период был 2,6 миллиарда долларов.
Но причина такого скачка не в том, что предприятия страны вдруг заработали на полную мощь и качественные товары рекой потекли за рубеж. Все как раз наоборот. Экспорт сократился на 13% и составил 19,2 миллиарда долларов. Причем за апрель падение было еще большим - 17%. Просто на 23% упал объем импорта. За апрель - на 33%.
Украинские эксперты говорят, что более значительное сокращение импорта и стало основной причиной профицита. При этом как бы вскользь замечают, что в текущем году Украина практически ничего не платила за потребляемый российский газ.
Надо напомнить, что за 4 месяца «Нафтогаз» осуществил лишь один платеж за полученное сырье на 300 миллионов долларов, а общий долг «Газпрому» превысил 3,5 миллиарда долларов. Вот в этом и есть главная причина украинского внешнеторгового профицита. Что, кстати, признают и международные организации.
По данным МВФ, к концу текущего года картина будет совершенно иная - дефицит составит около 6,4 миллиарда долларов, потому что покупать 8-9 миллиардов кубометров газа, необходимого для прохождения осенне-зимнего периода, все же придется.
Стремительно сокращаются объемы торговли Украины с Россией. За 4 месяца они упали сразу на 26%, или на 1,3 миллиарда долларов. Зато экспорт в Европу вырос на 7%, или на 400 миллионов долларов. Но при этом торговля со странами ЕС остается дефицитной. Превышение импорта над экспортом составило 106 миллионов долларов.
Но здесь для объективной оценки принципиальное значение имеет номенклатура товаров. В Россию экспортируются железнодорожные локомотивы и вагоны, котлы для электростанций, станки и промышленное оборудование, готовые продукты питания. Европе ничего этого в исполнении украинских мастеров не нужно. Там готовы покупать только украинское сырье: чугун и зерно, как правило, кукурузу.
То есть, новым лидерам, которые придут к власти после 25 мая, придется каким-то образом замещать потерю российского рынка и предлагать свою продукцию в странах Азии и Ближнего Востока, а также Индии, Китая и Пакистана. Однако все понимают, что на это потребуется время и дополнительные средства.
Украинские эксперты признают, что в ближайшие годы на мировом рынке страна может предложить только сырье: чугун, железную руду, пшеницу и кукурузу. А если итоги референдумов в Донецкой и Луганской областях об отделении от Киева будут полностью реализованы и обретут некие международно-правовые формы, то и эту номенклатуру придется пересматривать, сосредоточившись в основном на сельскохозяйственной продукции.
Основным покупателем украинского зерна остается Египет. В этой стране сейчас тоже происходят значительные перемены в общественно-политической жизни. Как дальше будут складываться торговые отношения между Киевом и Каиром, пока неизвестно.
Еще одним негативным фактором для украинской экономики и международной торговли стало обвальное падение национальной валюты. По словам министра финансов Александра Шлапака, на начало апреля гривна «похудела» на 37%. Получение в начале мая первого транша кредита от МВФ в 3,2 миллиарда долларов лишь на время приостановило дальнейшее снижение курса.
В результате девальвации резко сократилась покупательная способность населения. Украинцы потратили почти на 1 миллиард долларов меньше на покупку импортных автомобилей, упал и спрос на зарубежную бытовую технику. Для экономистов падение объемов импорта, может быть, и имеет положительное значение, так как приводит к появлению в отчетах «красивых» цифр, но как быть рядовым гражданам, у которых вся обесцененная зарплата теперь уходит только на поддержание минимального жизненного уровня.
Исход президентской гонки на Украине практически предрешен. Выберут и признают назначенца Запада. А вот будущее национальной экономики сейчас кажется абсолютно непредсказуемым.
My Webpage