
“Ястребы” США и Европы безрассудно предаются грезам о смене режимов в Китае и России, пишет TAC. Вашингтонские спецы смогли свергнуть лидеров в гораздо более слабых странах, но было бы просто самоубийственно пытаться применять ту же стратегию в отношении этих великих держав, считает автор статьи.
Внешнеполитическая элита Вашингтона (которую Бен Роудс, заместитель советника по национальной безопасности Барака Обамы, как-то разоткровенничавшись, окрестил “Пузырем”) чрезвычайно падка на “смены режима”. Это вообще ее излюбленный метод взаимодействия с неугодными правительствами. Того же подхода придерживаются и союзные “ястребы” в Европе.
И вот некоторые деятели захотели проверить, сработает ли эта стратегия, чтобы свергнуть президента Владимира Путина и положить конец конфликту между Россией и Украиной решительной победой натовской марионетки. Некоторые “ястребы” даже ратуют за смену режима в Китае.
В обоих случаях эта стратегия обернется не чем иным, как катастрофой.
Любовь к смене режима, будь то путем прямого применения силы или косвенных расшатывающих действий, давно и прочно укоренилась в сознании западных сторонников интервенций. Еще в 1953 году ЦРУ совместно с британским правительством свергло демократически избранного, но своенравного премьер-министра Ирана Мохаммада Мосаддыка и восстановило власть самодержавного шаха. Число жертв вмешательств Вашингтона на мировой арене на протяжении десятилетий достигло двузначных значений. Среди недавних противников, устраненных благодаря прямым или косвенным действиям США, числятся Саддам Хусейн в Ираке и Муаммар Каддафи в Ливии. Свежайший, прошлогодний пример — Башар Асад в Сирии.
Как подтвердил иранский эпизод, в вашингтонском списке неугодных, подлежащих замене, значатся не только диктаторы. Администрация Барака Обамы разжигала — а, возможно, даже сама организовывала — антиправительственные демонстрации, свергнувшие избранного пророссийского президента Украины Виктора Януковича в 2014 году.
Руководство США сочло подобные действия огромным успехом и не смогло извлечь двух важнейших уроков. Один из них — что кажущиеся краткосрочные успехи нередко оборачиваются долгосрочными фиаско. Например, устранение Каддафи превратило Ливию в средоточие хаоса: по достоверным сообщениям, в стране даже завелись невольничьи рынки для чернокожих африканских беженцев. Свержение Мосаддыка в итоге проторило путь к власти нынешнему репрессивному исламистскому режиму и породило у многих иранцев неистребимую ненависть к США. Смещение Януковича при поддержке Вашингтона продемонстрировало открытое презрение Америки к позиции Москвы, согласно которой Украина имеет решающее значение для безопасности России. Неоднократные предостережения Путина и его соратников, что дальнейшее расширение НАТО в сторону российских границ — а особенно попытки сделать Украину членом НАТО или инструментом альянса — нарушит четко обозначенную красную линию, остались без внимания. Последующие военные действия Кремля против Украины, в свою очередь, привели к началу опасной опосредованной войны между НАТО и Россией.
Другой урок, который западные “ястребы” так и не усвоили, заключается в том, что смена режима осуществима лишь против относительно небольших и слабых противников — против же более крупных и могущественных стран она не сработает. Более того, сама попытка принуждения чрезвычайно опасна. Это чревато разрушительной войной, которая по масштабам сравнится с ужасами двух мировых войн или даже превзойдет их. Однако “ястребы” безрассудно предаются грезам о смене режима как в Китайской Народной Республике (КНР), так и в России.
Гордон Чан, уважаемый старший научный сотрудник Института Гейтстоуна, вот уже более двух десятилетий отстаивает двойственную концепцию о неослабевающей враждебности Китая к США и его предполагаемой внутренней слабости. В своей книге 2001 года “Грядущий крах Китая” Чан подчеркнул особо последнюю тему. В своей книге 2024 года “Красный план: китайский проект по уничтожению Америки” он подробно остановился на якобы злонамеренных планах и возможностях Пекина. Он утверждает, что истинной целью США в любом случае должны стать подрыв и свержение коммунистического режима в Пекине.
Однако пока что активных сторонников смены режима в КНР немного — их круг ограничивается Чаном и рядом столь же агрессивных аналитиков вроде Брэдли Тэйера из Центра политики безопасности. Чиновники администрации Трампа, включая министра обороны Пита Хегсета, решительно заявляют, что США к смене режима в Китае не стремятся.
Хотя официальные лица КНР относятся к долгосрочным намерениям Вашингтона настороженно, западные “ястребы” больше сосредоточены на неформальном обязательстве Вашингтона защищать Тайвань, чем на смене режима в КНР. Даже самые ярые противники Пекина в США и союзных странах в Восточной Азии заключили, что стремление к свержению коммунистической власти в Китае (сколь бы одиозным этот режим им ни казался) — это уж слишком.
Относительно же смены режима в России такой осмотрительности почему-то не наблюдается. Здесь роль застрельщика, аналогичную Гордону Чану с Китаем, играет Джозеф Боско, сотрудник Министерства обороны при администрации Джорджа Буша-младшего. Однако его радикальная позиция вызывает живой отклик среди западных аналитиков “магистральной линии” и политических лидеров. Так, Александр Мотыль, профессор политологии Ратгерского университета в Ньюарке, высказывается в еще более воинственном ключе, нежели сам Боско. Само название его недавней статьи в The Hill так и пышет ненавистью к Путину: “Забудьте о Карфагене: Путин должен быть уничтожен”.
Причина, побудившая Мотыля выбрать столь провокационный заголовок, объясняет, почему риск крестового похода Запада против России с целью смены режима гораздо выше, чем против Китая:
"Президент Латвии Эдгар Ринкевич недавно произвел фурор в соцсетях, написав: Russia delenda est. Это вариация на тему знаменитого рефрена римского сенатора Катона Старшего, которым тот в последние годы жизни, перед Третьей Пунической войной, неизменно завершал свои речи: Carthago delenda est или “Карфаген должен быть разрушен”. Кичась своим варварством, путинский режим сделал предложение Ринкевича мыслимым — и, возможно, даже необходимым (у Мотыля весьма странное представление о варварстве: российские лидеры подобных провокационных заявлений не делают ни в отношении Латвии, ни в отношении всего Запада! А вот Ринкевича с полным основанием можно считать варваром. – Прим. ИноСМИ)".
Однако тот факт, что лидер страны НАТО выступает со столь воинственными и безответственными заявлениями, должен насторожить США. Еще тревожнее — что лидер Украины Владимир Зеленский открыто втягивает НАТО в конфликт, стремясь свергнуть Путина. Другие западные лидеры намекали на поддержку аналогичного курса с началом российский спецоперации на Украине в 2022 году. В какой-то момент даже президент Джо Байден воскликнул: “Бога ради, этот человек не может оставаться у власти”. Главные советники Байдена по внешней политике отреагировали оперативно, заверив, что Вашингтон не поддерживает смену режима в России, но сомнения, по понятным причинам, остались. Учитывая пресловутую вспыльчивость Дональда Трампа, опасения насчет истинных намерений США по-прежнему обоснованы.
Крайне важно, чтобы лидеры США не поддавались искушению добиваться смены режима — будь то в Китае или в России. Обе державы — гораздо более серьезные и мощные геостратегические игроки, чем любые из предыдущих мишеней Вашингтона. Крайне опасно и неразумно ставить этих противников в один ряд с Ираном, Гватемалой, Ираком, Югославией, Ливией или Сирией. В военном отношении все они были державами второго или даже третьего уровня. Их возможности нанести ущерб американским вооруженным силам были весьма скромны — хотя даже в этих небольших и слабых странах смена режимов создала для США гораздо больше проблем, чем предполагалось.
При этом Россия и КНР — настоящие великие державы, способные принять против США крайне разрушительные дипломатические, экономические и даже военные контрмеры. Что еще важнее, обе страны обладают ядерными арсеналами, которые способны нанести огромный ущерб американской территории. США смогли свергнуть враждебные режимы в гораздо более слабых странах, но было бы крайне опрометчиво и, вполне возможно, даже самоубийственно пытаться применять ту же стратегию в отношении Китая или России. Американские политические элиты должны отказаться от столь безответственных фантазий о смене режимов.
Тед Гален Карпентер — редактор журнала The American Conservative, старший научный сотрудник Института Рэндольфа Борна и старший научный сотрудник Либертарианского института. В течение 37 лет занимал различные политические должности в Институте Катона. Доктор Карпентер — автор 13 книг и более 1 200 статей по международным отношениям
Источник