Военные действия на Украине — это постоянная адаптация и инновации, пишет SZ. Стоит ВСУ получить новое чудо-оружие, как всего через пару месяцев русские находят способы ему противодействовать. Так получилось с дронами "Байрактар", ракетами HIMARS и ATACMS.
Мюнхен. Новые "изобретения" армии России выглядят, как ржавые, бесформенные жестяные сараи с торчащей из них трубой. Эти чудовищные монстры напоминают боевые машины времен Первой мировой войны. Это последняя российская новинка в области танкостроения — танки-черепахи. Российские вооруженные силы собирают эти машины прежде всего для защиты от боевых беспилотников, патрулирующих по всей линии фронта. Для этого к собственной броне танка привариваются стальные листы или решетки.
Кроме того, русские пересели на мотоциклы. Вот уже несколько месяцев российские военнослужащие всё чаще используют мотоциклы и небольшие багги при штурме укрепленных украинских позиций. С их помощью они пытаются как можно быстрее преодолеть участок фронта, который почти полностью контролируется беспилотниками. Каждая дополнительная минута, проведенная в этой так называемой зоне смерти, значительно уменьшает шансы на выживание.
Военные действия на Украине — это постоянная адаптация и инновации. Способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и, возможно, даже использовать их в своих интересах трудно переоценить. Только те, кто понимает, что постоянная адаптация является "решающим элементом", могут улучшить свою "способность сражаться и побеждать" на поле боя, считает Мик Райан — генерал-майор австралийской армии в отставке, автор книги "Трансформация войны". По словам Райана, это понятие тесно связано с "концепцией военной эффективности".
Российская армия добилась больших успехов в этой области. В начале боевых действий в феврале 2022 года российские военнослужащие и их тактика подвергались насмешкам, а вот украинцев хвалили за их способность к нововведениям. Однако теперь российские вооруженные силы значительно улучшили свою адаптивность и эффективность. Как отмечает Райан, обе стороны значительно поработали над своей результативностью, тактикой, структурой и подготовкой. И украинские, и российские вооруженные силы теперь представляют собой "совершенно другие военные институты" по сравнению с тем, что было до начала СВО.
Танки в "черепашьем панцире" и мотоциклы в конечном итоге не играют решающей роли в ходе военных действий. Бронированные машины относительно малоподвижны, а военнослужащие на мотоциклах не имеют никакой защиты. Это лишь два особенно ярких примера приспособления к имеющимся условиям. Другие примеры были и остаются более важными для хода спецоперации.
В самом начале войны Украина с большим успехом использовала беспилотник "Байрактар" стоимостью пять миллионов евро за штуку. С помощью этого беспилотника удалось приостановить продвижение на Киев (по заявлениям российских официальных лиц, отвод войск от Киева был жестом доброй воли. — Прим. ИноСМИ). Но уже через несколько недель почти каждое российское подразделение умело использовало зенитные ракеты, которые легко поражали большие "Байрактары". С тех пор они практически перестали играть какое-либо значение в ходе военных действий. А вот небольшие и гораздо более дешевые беспилотники, напротив, стали немаловажным элементом. Эти дроны теперь даже сражаются друг с другом в воздухе.
Поставки систем HIMARS на Украину летом 2022 года ознаменовали собой важный переломный момент. Как и прежде, российские войска медленно, но неуклонно подтягивались на запад с занятых территорий на востоке страны. Однако ракеты HIMARS неожиданно позволили Украине наносить удары по российским командным пунктам, логистическим центрам и, прежде всего, складам боеприпасов в 70 километрах за линией фронта. Это позволило затормозить российское наступление. Армии России потребовалось несколько недель, чтобы провести успешную адаптацию, переместить склады с боеприпасами в тыл и организовать транспортировку на фронт.
Кроме того, русским удалось значительно снизить эффективность систем HIMARS. Ракеты с высокоточным наведением используют GPS, но российские войска уже некоторое время очень эффективно глушат связь со спутниками по всему фронту. Через каждые десять километров стоит передатчик радиолокационных помех.
Это огромная проблема для Украины, и дело не только в комплексах HIMARS: многие западные ракеты используют GPS. С помощью глушилок российские вооруженные силы, например, смогли снизить попадания высокоточных управляемых активно-реактивных снарядов увеличенной дальности Excalibur с 70% до мизерных 6%. Кроме того, они нарушают связь с беспилотниками, и тысячи "птичек" просто падают на землю, не долетев до цели.
Если бы ВСУ удалось хотя бы временно решить проблему, это сильно повлияло бы на ход военных действий. Поэтому Украина лихорадочно работает над созданием беспилотных систем, которые используют искусственный интеллект для поиска цели. Такие беспилотники не нуждаются в управлении человеком. Распознав цель, они смогут находить ее без радиоуправления и, следовательно, будут неуязвимы для радиоэлектронной борьбы. Некоторые такие беспилотники уже используются; если Украине удастся производить их в больших количествах, это может дать ей значительное преимущество, по крайней мере временное. Особенно если целые рои беспилотников будут координироваться с помощью искусственного интеллекта.
В настоящее время Киев находится в выгодном положении благодаря поставкам американских ракет ATACMS с дальностью полета 300 километров. Они уже успели нанести удары по Крыму и по районам, прилегающим к российской границе. Также ими были нанесены удары по аэродромам. Однако возможности для таких атак, похоже, снова сошли на нет. Российским вооруженным силам удается сбивать всё больше ракет, а военные самолеты они просто размещают всё дальше от границы.
"Как мы знаем, русские способны адаптироваться в очень короткие сроки, — рассказал журналу Newsweek бывший офицер СБУ и консультант Верховной рады Украины по вопросам национальной безопасности Иван Ступак, комментируя работу систем ATACMS. — Я думаю, у нас есть около двух месяцев, чтобы уничтожить как можно больше российских целей".
За последние два года процессы адаптации редко длились больше нескольких месяцев. В большинстве случаев удавалось сравнительно быстро найти способ значительно снизить эффективность тактики противника или одной из его систем вооружения.
Новаторское использование Россией советских авиационных бомб с фугасной боеголовкой, особенно в конце 2023 года, продемонстрировало, какие огромные последствия могут возникнуть, если адаптация не прошла быстро. Россия переоснащает десятки тысяч изначально неуправляемых бомб в точные планирующие бомбы с помощью простых комплектов управления и уничтожая одну украинскую позицию за другой. Вероятно, это самая большая проблема на фронте для украинцев, которые в данный момент лихорадочно ищут решение.
Украинский Генеральный штаб возлагает большие надежды на истребители F-16. Первые из них должны быть поставлены на вооружение этим летом. Вместе с новыми радиолокационными станциями и ракетами дальнего радиуса действия они должны удерживать на расстоянии российские самолеты, сбрасывающие бомбы. Также проводятся эксперименты с системами радиоэлектронной борьбы. Результат неясен.
Для Украины, страны с большой способностью к инновациям, постоянные изменения в технологиях, тактике и организации сил и средств также открывают новые возможности. Мик Райан считает, что целью такой работы должно быть "создание окон возможностей, в которых вы имеете преимущество благодаря постоянной динамической адаптации в стратегическом плане". Такие возможности есть, в частности в области радиоэлектронной борьбы, например беспилотники с искусственным интеллектом. Не получив такого преимущества, Украина вряд ли сможет сама перейти в наступление.
Автор: Себастиан Гирке (Sebastian Gierke).
Источник