Запреты на авиаперелеты
С середины 2000-х прямое авиасообщение между Россией и Грузией прекращалось и возобновлялось несколько раз. Однако несмотря на грузино-абхазский конфликт, введение визового режима, пятидневную войну и разрыв дипломатических отношений, стороны придерживались принципа «лучше худой мир».
Делая ставку на нормализацию отношений, Москва в период с 2010 по 2019 год открыла небо и сняла большинство ограничений на грузинский импорт, а Тбилиси разрешил россиянам год находиться в республике без визы.
Последний запрет действовал как раз с 2019 года, после антироссийских протестов у здания парламента в Тбилиси.
Реакция Тбилиси
Несмотря на потери, вызванные сокращением турпотока за последние годы, взявшая курс на евроинтеграцию Грузия отреагировала на возобновление авиаперелетов с РФ неоднозначно. Президент Зурабишвили назвала их неприемлемыми, пока сосед «продолжает агрессию против Украины» и предложила вернуть трёхмесячные визы для россиян, а глава правительства Гарибашвили, невзирая на протесты у здания МИД, занял противоположную позицию, призвав другие страны последовать их примеру.
На данном этапе власти Грузии формально не нарушают режим западных санкций. Причина в том, что грузинская сторона, в отличие от подавляющего большинства бывших стран Советского союза и СНГ, пытается найти устойчивое место в сегодняшнем политическом мире. В этом случае «внутренний консенсус» элиты пошел по сценарию, чтобы закрепиться среди простого грузинского населения. Страны Евросоюза не могут принять подобное Грузии решение. Они ищут его, пытаются убеждать народ в том, что все-таки надо Украине помогать, и рейтинги у власти падают по всем европейским странам.
А Тбилиси, не торопясь, идет со своими интересами. И руководство действует сообразно ощущениям того, что ждет от них население. А население чего ждет?... Грузинский бизнес завязан на 90% с Россией. Грузинская туристическая история также завязана минимум на 80-90% с РФ.
Со стороны кажется, вроде бы решение совершенно непонятное. Западный мир говорит: «Вы сошли с ума». А грузинская власть отвечает, что «нет, мы исходим из интересов грузинского народа. Мы к санкциям тоже не присоединяемся, и дело не в том, что мы любим Россию». Есть четкое, рациональное ощущение «своевластия», которое позволяет Тбилиси решать проблемы самостоятельно.
Что Москва и Абхазия
Поскольку «лавры первенства» относительно статуса кандидата в ЕС принадлежит Украине, для Грузии, показавшей готовность к диалогу, это является своего рода новым стартом в торгово-экономических вопросах. Поэтому России, как старшему партнёру, целесообразно пригласить её за стол переговоров. Для Тбилиси это не только выгодный шанс наладить отношения и привлечь дополнительные инвестиции, но и задуматься о дальнейшем пути в условиях многополярного мира, а также рассмотреть сотрудничество с партнёрами РФ по ЕАЭС, когда европейские перспективы весьма туманны. В данном контексте рассматривать налаживание отношений между Грузией и Абхазией (при вступлении в Евразийский экономический союз) было бы целесообразно. Через участие Грузии в евразийской интеграции может идти речь о восстановлении ее торгово-экономических связей с Абхазией и Южной Осетией. Это звучит весьма привлекательно для всех заинтересованных сторон в условиях быстроменяющегося мира.