За прошедшим на уходящей неделе громким визитом председателя КНР Си Цзиньпина в Москву незаметным осталось ещё одно событие, имеющее непосредственное отношение к будущей конфигурации мира.
Как рассказало агентство Kyodo со ссылкой на свои источники, канадские власти планируют создать некую четырехстороннюю структуру, в которую помимо самой Канады войдут ещё США, Япония и Южная Корея. Целью этой организации, чего никто не скрывает, станет противодействие России и Китаю в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В стратегии объединения чётко прописано желание «бросить вызов» Китаю, который прибегает «к попыткам контроля через принуждение, игнорирует обязательства в области прав человека или подрывает интересы нашей национальной безопасности и интересы партнеров в регионе».
По мнению официальной Оттавы, это поможет укрепить связи между странами АТР, принадлежащими к «либерально-демократическому лагерю». Весьма вероятно, что канадскую инициативу обсудят на предстоящем саммите G7 в Хиросиме.
Чем станет это новое объединение – тихоокеанским отделением НАТО, экономическим дополнением к AUKUS или неким альтернативным военным блоком, заточенным на конкретные задачи – ясности пока нет. Единственное, что понятно – началась эра новых военных союзов и трансформации старых в некий глобальный проект с несколькими региональными структурами.
Возвращаясь к визиту товарища Си, хотелось бы обратить внимание не некоторые положения совместного официального заявления РФ и Китая:
«Россия и Китай озабочены рисками в связи с созданием AUKUS и их планами по строительству атомных подводных лодок;
Россия и Китай призывают AUKUS строго выполнять свои обязательства по нераспространению оружия массового уничтожения;
Россия и Китай считают, что для решения украинского кризиса надо предотвращать блоковое противостояние и разжигание конфликта;
Россия и Китай настаивают, чтобы НАТО строго соблюдала оборонительный характер своей организации и уважала чужой суверенитет;
Россия и Китай выступают против формирования в АТР «закрытых эксклюзивных блоковых структур, блоковой политики и противоборствующих лагерей». Конец цитаты.
Как видим, сам по себе документ получился весьма китаецентричным. Ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе в нём уделено значительно больше внимания, чем, скажем, Украине. Что лишний раз подчёркивает важность прошедшей встречи, прежде всего, для Китая.
К слову сказать, российская позиция по китайским мирным инициативам по урегулированию украинского конфликта выглядела не столько как поддержка предложений Пекина, сколько как вежливая благодарность за участие, мол, спасибо большое, но мы тут как-нибудь сами разберёмся.
А вот Китай, по-видимому, сам свои проблемы не решит. Дело в том, что с окончанием конфликта на Украине, одним из последствий которой станет упадок европейской экономики, НАТО, состоящее преимущественно из стран Европы, постепенно начнёт утрачивать своё прежнее значение, а фокус американского внимания перейдёт на другие точки планеты, прежде всего, в Азию.
И тут возникает интересная метаморфоза: сколь бы диспропорционально сегодня ни выглядел российско-китайский союз, в том, что касается АТР, наша помощь Китаю важнее им, чем нам китайская. Непосредственные угрозы, а таковые обязательно возникнут, будут располагаться довольно далеко как от наших границ, так и от зоны российских экономических интересов. Зато в непосредственной близости к китайским. И наши весьма дешёвые ресурсы и военные технологии будут крайне востребованы КНР.
Обращает на себя внимание и содержащийся в совместном заявлении пассаж о недопустимости блокового мышления, что, откровенно говоря, является некоторым лукавством. Выступая единым фронтом и открыто противопоставляя себя Западу, Россия и Китай сами фактически дают начало формированию некоего блока. Да, вынуждено, но тем не менее.
Как отметил бывший главный редактор Daily Telegraph и London Evening Standard Макс Хастинг в своей колонке Bloomberg, многие страны не поддерживают антироссийскую кампанию США.
«Многие страны Глобального Юга все еще хранят память о когда-то доминирующем Западе и знают, что он снова станет высокомерным и невыносимым, если победит Россию», – цитирует Хастинг сингапурского дипломата Кишора Махбубани.
Согласно приведённым в публикации данным опроса британского социологического института YouGov, больше половины жителей Индии рассматривают РФ как союзника, а 29% видят в ней «необходимого партнера». По признанию западных экспертов, не менее эффективно Москва проводит свою политику и «в большей части стран Африки, Ближнего Востока и некоторых частях Азии».
Это огромный потенциал, который за годы американской гегемонии растратили США, но приобрели Россия и Китай. Сегодня совместными дипломатическими усилиями двух стран создаётся ось КНР-РФ-Иран-КНДР-Сирия и Саудовская Аравия, к которой в той или иной степени будут прирастать другие государства, желающие найти опору в своём стремлении избавиться от диктата Запада.
А потому не стоит думать, что российско-китайский союз будет иметь форму эдакого вассалитета, как пишут многие. Да, ведущая роль в нём, несомненно, принадлежит КНР, но без духа истинного партнёрства долго он не просуществует. А это противоречит интересам как самих его участников, так и тех, кто возлагает на этот союз надежды на новое, более справедливое мироустройство.
Источник