Россия – ЕС: где рванет сильнее?


В этом году нас ждет целый ряд вызовов на европейском направлении

Эти вызовы будут касаться и думских выборов, и постсоветского пространства, и политики, и экономики, и энергетики. Сотрудничество в ряде второстепенных областей возможно, но общую безрадостную картину оно не изменит. И вряд ли может изменить – ведь у политики современной России и большинства стран ЕС несовместимые исходные посылы. Отношения между ними усеяны минами, каждая из которых может взорваться в любой момент.

2021 год только начался, а уже случились новости на европейском направлении политики России. Прежде всего они вытекают из возвращения в Москву оппозиционера Алексея Навального, арест которого вызвал бурное недовольство во многих странах Евросоюза. Европарламент призвал из-за этого отказаться от строительства газопровода «Северный поток – 2». Кроме того, обсуждаются другие ограничительные меры в отношении нашей страны – например, очередные запреты на въезд в ЕС высокопоставленным чиновникам и санкции в отношении российских компаний.

Рассчитывать на то, что всё быстро уляжется, не приходится.

Россию ожидают выборы в Госдуму, к которым готовятся в том числе и в Брюсселе, и в большинстве других европейских столиц. Многие европейские государства (в том числе и не самые большие) не скрывают, что хотели бы повлиять на внутреннюю политику России, а использовать для такого вмешательства выборы – давно опробованная технология.


И неприятные для европейцев итоги голосования наверняка используют для новой порции давления на нашу страну.

Следующее направление, где наверняка стоит ждать «подарков» от Евросоюза – Белоруссия. Её в покое не оставят. Не факт, что европейцы будут готовить какие-то насильственные действия – опыт Украины чему-то научил. Но они с большой долей вероятности станут жёстко давить на Александра Лукашенко, требуя от него дать большую свободу прозападной оппозиции, угрожая в противном случае всё новыми санкциями. «Пряники» для белорусского президента, и то – ненадолго, возможны только в случае, если он полностью отвернётся от России.

Москве придётся готовить чёткий и ясный ответ на то, что Евросоюз и отдельные его государства станут творить на белорусском направлении. Придётся активнее работать с белорусским обществом, доказывать, что «разворот на Запад» сулит для братской страны существенно больше издержек, чем выгод. Европейские политики не раз давали понять, что их цель – оторвать Белоруссию от России, и приблизить к себе. И ради достижения цели Белоруссию будут упорно «обрабатывать», и против такой обработки придётся искать «антидот».

Украина уже который год представляет собой главный узел противоречий между Россией и ЕС, и вряд ли тут что-то изменится.

К Украине наверняка добавится Молдавия, где новый прозападный президент Майя Санду уже делает попытку полностью развернуть страну на Запад, усилить давление на Приднестровье, заставить Россию убрать из региона свои войска.

То, что Евросоюз поддержит главу молдавского государства в подобном начинании, едва ли можно сомневаться. Весь вопрос в том, как далеко подобное противостояние дойдёт.

Давить на Россию будут и по линии Закавказья. Евросоюз фактически остался не у дел при урегулировании конфликта в Карабахе, и он наверняка попытается исправить подобное положение. У него уже имеются «пряники» и для Азербайджана, и для Армении, а цель такой политики – максимально ослабить влияние России. В качестве «входных ворот» в регион вполне могут задействовать полностью лояльную к ЕС Грузию, которая в случае открытия транспортных коридоров между Арменией и Азербайджаном теряет ключевую роль транзитёра.

Некую опасность таит в себе и председательство в ЕС Словении во второй половине 2021 года. В предыдущее словенское председательство в 2008 году как раз и произошло признание независимости Косово большинством стран Запада.

Теперь же словенцы, получив мандат ЕС, наверняка усилят давление на Сербию по части признания Косово, и попытаются не дать сблизиться с Россией новому правительству Черногории. Так что и на балканском направлении возможны неприятные сюрпризы.


Наконец, непосредственно отношения России и Евросоюза тоже пройдут проверку на прочность. Вследствие прихода к власти в США Джозефа Байдена европейцы всерьёз рассчитывают проводить единую с американцами политику в отношении всего остального мира – и в первую очередь России. И если к грубому давлению Дональда Трампа по поводу того же газопровода «Северный поток – 2» они выработали некий «иммунитет», то отказать администрации Байдена, в большей степени готова принимать европейское мнение в расчёт, будет куда сложнее.

Впрочем, сводить всё к проискам США было бы упрощением. В Европе достаточно своих искренних противников тесного экономического сотрудничества с нами. И они по собственным причинам не хотят достройки «Северного потока – 2». Например, чтобы не зависеть сильно от «страшной, авторитарной и непредсказуемой России». Или же ради развития зелёных энергосберегающих технологий. Или же ради того, чтобы учитывать озабоченность входящих в ЕС Польши и государств Прибалтики…

Наконец, в этом году ожидаются парламентские выборы в целом ряде европейских стран. Прежде всего речь о Германии, в которой должна завершиться эпоха канцлерства Ангелы Меркель. Естественно, России небезразлично, кто окажется во главе правительства крупнейшей страны Евросоюза. И уже сейчас немецкие политики размышляют о том, стоит ли ожидать российского вмешательства. И вполне могут притянуть за уши какой-то факт, чтобы в дальнейшем использовать для нового давления на Россию.

Кроме Германии, парламентские выборы пройдут ещё в четырёх странах – Голландии, Болгарии, Норвегии и Чехии. Причём у России есть вполне объективные основания быть недовольным тем же голландским премьером Марком Рютте, при котором наши отношения с Нидерландами дошли до полной заморозки. Так что данный фактор наверняка попытаются использовать сторонники «теории российского заговора». Премьер Норвегии Эрна Сульберг, которой тоже идти на выборы, уже заявила о пресечении российского вмешательства в работу местного парламента.

Выборы парламента и президента Болгарии России тоже вряд ли безразличны. Президент Румен Радев кажется вполне вменяемым партнёром, чего не скажешь о премьере Бойко Борисове. Так что поле для мнимого вмешательства можно найти и здесь.

И уж точно России не понравится смена в Чехии премьера Андрея Бабиша на представителей тех сил, что устроили снос памятника маршалу Коневу в Праге. Зная это, антироссийские чешские политики уже занялись поиском российского вмешательства. И таких сотрясений воздуха к осени станет всё больше.


И пока ничто не говорит о том, что отношения России с Евросоюзом и отдельными его государствами могут измениться к лучшему. В Европе сейчас очень слабый запрос на подобное. Напротив, Россия чем дальше, тем больше превращается в воплощение «абсолютного зла», которому противопоставляют европейское «добро». Её всё чаще считают образцом всех возможных политических, экономических и общественных пороков – даже если действительность не имеет ничего общего с создаваемым отрицательным образом.

В значительной степени это связано с тем, что Евросоюз исходит совершенно из других посылов в своей политике. Если для России важнейшим является защита суверенитета и продвижение национальных интересов, то для большинства европейских стран и ЕС в целом огромную роль играют «общечеловеческие ценности», не имеющие границ. Распространение демократии европейского образца должно производиться постоянно, и никакой суверенитет не может служить препятствием.

Это не значит, что европейцы напрочь лишены прагматизма – совсем нет. Однако их прагматизм и национальные интересы тесно переплелись с продвижением указанных «ценностей». Им бы очень хотелось иметь на своих рубежах понятные им с точки зрения внутреннего устройства и внешней политики государства. Поэтому они и готовы поддерживать «цветные революции» по периметру собственных границ. Поскольку Россия является непосредственным соседом ЕС, от неё не отстанут как от главного препятствия на пути распространения европейских ценностей.

Имея перед глазами горький опыт «арабской весны», Европа с большей осторожностью стала относиться к смене власти в мусульманских странах. Однако Белоруссия, Молдавия и Армения к их числу не относятся, а значит, ограничений для воцарения там понятных для ЕС правил нет. Что касается России, то к ней нет однозначного отношения. Её до конца не считают Европой, но и за её пределы полностью не выводят. Потому нужно хотя бы заставить Россию проводить более приемлемую для ЕС внешнюю политику, а с внутренней – посмотреть-подождать.

Возможно ли сотрудничество по отдельным направлениям? Возможно. Например, в плане борьбы с коронавирусом, который одинаково отравляет жизнь по обе стороны «шенгенской стены». Возможно и в ряде иных второстепенных вопросов.


Но по ключевым основополагающим вопросам налицо почти полное расхождение интересов. Отношения между Россией и Европой просто «усеяны» самыми разнообразными минами, каждая из которых в любой момент может взорваться.

Так что попытки выстроить отношения сейчас сродни хождению по минному полю.

Вадим Трухачёв – политолог, доцент РГГУ
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Новые учения НАТО, которые несут новые угрозы
Польская военная активность и риторика: сигналы о потенциальной угрозе для Беларуси
Польша готова начать агрессию против Республики Беларусь
Обращение Путина к гражданам России
Русский спецназ устроил ВСУ "Судный день"
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин