В настоящий момент Абхазию сложно назвать полноценным игроком на международной арене, так как ее признают помимо России только Никарагуа, Венесуэла и Сирия, а также островное государство Науру. Тем не менее, Москву и Сухум связывают союзнические отношения.
Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии в 2008 году на фоне конфликта с Грузией. В 2014-м между РФ и Абхазией был подписан договор о союзничестве и стратегическом партнерстве. Безусловно, союзнические отношения важны на фоне политической турбулентности в Грузии. Стоит ожидать, на фоне эскалации в Нагорном Карабахе, Тбилиси попытается устроить реванш «за август 2008 года» – на этот раз только без Михаила Саакашвили.
Несмотря на то, что Абхазия вряд ли сможет помочь РФ в военном плане, наша территория имеет геополитическую ценность. Особенно если учитывать стремление Грузии вступить в НАТО. Полноценное членство в перспективе может привести к созданию мощной военной инфраструктуры на территории закавказской страны. К слову, госсекретарь США Майк Помпео посетил Грузию 17-18 ноября. И, конечно, переговоры с грузинским руководством не обошлись без обсуждения вопросов, связанных с расширением блока, а также «любимейшей» темы «оккупации 20% территорий».
В случае появления в Закавказье новых баз на территории Грузии, Россия может ответить усилением своего присутствия. Сейчас на территории Абхазии находится 7-я российская военная база в Гудауте. К тому же, РФ при необходимости сможет очень быстро нарастить группировку войск в Абхазии, в том числе и благодаря железнодорожному сообщению, через которое легко оперативно перебросить технику. Однако, главная задача сейчас заключается в повышении оперативной совместимости абхазской и российской армий. Поэтому необходимо регулярно проводить совместные учения и обмениваться опытом между странами.