Южная Осетия переступила порог давно ожидаемого политического коллапса

Южная Осетия переступила порог давно ожидаемого политического коллапса

[justify]Накануне закончился максимальный срок пребывания Геннадия Бекоева на посту исполняющего обязанности председателя правительства. Дальше – густой туман неясности.

Для того, чтобы понимать, что именно привело к такому печальному финалу, напомню хронологию событий. 28 августа южноосетинские милиционеры избили до смерти жителя Цхинвала Инала Джабиева. Тут же в столице начались народные волнения, люди требовали уголовной ответственности для министра внутренних дел Игоря Наниева и немедленной отставки генерального прокурора Урузмага Джагаева. Власть их не услышала, и тогда тысячи жителей Цхинвала призывали сложить свои полномочия президента Анатолия Бибилова.
Тем же вечером объявил об уходе с должности председатель правительства Эрик Пухаев. 29 августа увольнение оформлено документально и в отставку отправился весь кабинет министров.

Параллельно 17 депутатов парламента Южной Осетии выступают с открытым письмом. Заявление народных избранников не оставляет шансов на двойную трактовку – это фактически ультиматум:
«Мы, нижеподписавшиеся депутаты парламента Южной Осетии, заявляем о приостановлении деятельности парламента до исполнения президентом Южной Осетии требований народа Южной Осетии по отставке генерального прокурора республики».
Что это означало на практике? По сути паралич законодательной власти в стране, поскольку неучастие 17 депутатов в работе парламента не позволяло проводить голосования, принимать законы, рассматривать проект бюджета или, например, утверждать кандидатуру нового премьер-министра.

После отставки Эрика Пухаева президент Бибилов назначает бывшего вице-премьера Геннадия Бекоева временно исполняющим обязанности председателя правительства. Но для того, чтобы стать премьером на постоянной основе, необходимо парламентское голосование. А оно невозможно по причине депутатского бойкота!
Парламентарии заявляют: даже если бы мы и не бойкотировали сессии, все равно не утвердили бы кандидатуру Бекоева, поскольку он нарушает закон, совмещая государственную службу с коммерческой деятельностью в компании «Газпром-Южная Осетия».
По Конституции РЮО президент «назначает председателя правительства с согласия парламента». Но есть конституционный закон Южной Осетии о правительстве, в котором написано: «В случае освобождения от должности председателя правительства президент вправе поручить исполнение обязанностей председателя правительства одному из исполняющих обязанности заместителя председателя правительства на срок до двух месяцев».

Вот здесь и кроется неразрешимое противоречие. Да, Конституция не ставит главе государства жестких временных рамок по назначению нового премьер-министра. При этом конституционный закон ограничивает срок пребывания в должности и.о. двумя месяцами.
И что же дальше? Неизвестно, полная неопределенность! Единственный орган, который мог бы вмешаться и разрешить ситуацию – это Конституционный Суд Южной Осетии. Но он не вмешается. потому что суда нет. Его не могут сформировать с 2002 года под предлогом того, что в стране не хватает квалифицированных конституционных судей…

Таким образом, уже несколько дней в Южной Осетии нет легитимной исполнительной власти. Учитывая, что законодательной по факту тоже нет, страна с головой погружается в беспросветную пучину неопределенности.
Тем временем единственный функционирующий центр политической силы президент Бибилов, решил обернуть ситуацию в свою пользу, даром, что сам себя загнал в угол. На удачу главе государства параллельно развивалась история с невыплатой зарплат сотрудникам Архивного управления и «Аланского лесхоза».
Анатолий Бибилов назвал народных избранников «садистами», потому что они «не принимают изменения в бюджет, чтобы люди получили зарплату». И вообще, резюмировал президент, «ничто не может вас оправдать, сколько бы вы не делали политику на крови убитого молодого человека».

Да, сотрудники этих двух организаций действительно не получают сейчас свои законные деньги. Дело в том, что недавно людей перевели из государственных служащих в бюджетники. Это изменение статуса, должно быть закреплено на бумаге для того, чтобы продолжать платить зарплаты. Но для этого вовсе необязательно ждать парламентской сессии!
Статус двух учреждений был изменен простым распоряжением правительства и сейчас просто надо аналогичным распоряжением вернуть все обратно, чтобы не ждать парламентариев, которые не собираются сдаваться на милость президенту.
Кстати, Анатолий Бибилов прекрасно знает об этом механизме. Когда он сам был спикером парламента в 2016 году, аналогичная история с изменением статуса приключилась с информационным агентством «РЕС» и была решена именно силами кабинета министров – депутатов не ждали. Так что перекладывание ответственности на парламентариев – это натурально с больной головы на здоровую.
Президент и его команда пошли еще дальше, обвиняя депутатов в том, что зарплаты всех бюджетников и госслужащих окажутся под угрозой из-за того, что парламент не принимает бюджет на 2021 год.
Однако, по закону о бюджетном планировании и устройстве, если бюджет не принят вовремя, то министерство финансов направляет каждый месяц сумму в 1/12 текущего бюджета распорядителям средств, то есть министерствам и ведомствам. Заработные выплаты – это защищенная часть бюджета, и люди продолжат их получать, даже если проект бюджета так и не будет принят какое-то время.

А тем временем в стране гуманитарная катастрофа. Под 100 новых коронавирусных больных только за минувшие сутки (это в десятки раз больше на душу населения, чем в Северной Осетии), тотальная нехватка лекарств в аптеках и фактический коллапс не только политической, но и медицинской системы.

На помощь с одной стороны пришли российские военные с мобильным госпиталем, а с другой – владикавказские активисты, объявившие всенародный сбор денег на приобретение медикаментов для жителей Южной Осетии.
Сегодня почти у всех в Южной Осетии возникает резонный вопрос:
«Как получилось так, что президент со своей командой не подготовил страну к выходу из изоляции и оставил нас наедине со стихийным бедствием?»
Сейчас Анатолий Бибилов пытается отчаянно удержать власть любой ценой, но долгосрочная политическая участь главы государства представляется незавидной.
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Новые учения НАТО, которые несут новые угрозы
Польская военная активность и риторика: сигналы о потенциальной угрозе для Беларуси
Польша готова начать агрессию против Республики Беларусь
Обращение Путина к гражданам России
Русский спецназ устроил ВСУ "Судный день"
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин