14 июля Южная Осетия отмечает одну из самых значимых дат — ввод в зону грузино-осетинского конфликта смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ).
Эта дата навсегда останется в новейшей истории Южной Осетии как день прекращения кровопролитной фазы вооруженной агрессии, унесшей тысячи жизней как на территории самой Республики, так и собственно в Грузии, где от многочисленного осетинского населения сохранились лишь небольшие группы. Количество погибших в Грузии от этнических чисток осетин до сих пор точно неизвестно. В Южной Осетии к тому времени от 117 осетинских сел остались только пепелища. Большие разрушения были в городе Цхинвале и других населенных пунктах страны.
Грузинские агрессоры, осуществляя очередной геноцид Южной Осетии, совершили чудовищные преступления. В летописи геноцида навсегда останутся Зарская и Ередская трагедии, массовые убийства мирных жителей по этническому признаку. Однако, несмотря на потери и колоссальное превосходство в силах со стороны грузинских формирований, югоосетинским силам самообороны удалось отстоять столицу Республики и основные населенные пункты.
Зверства и военные преступления со стороны Грузии вызвали возмущение патриотической общественности Российской Федерации.
В первой половине июня 1992 года комиссия Верховного Совета РФ после изучения ситуации предложила Совету Безопасности России принять меры по прекращению огня и предупредить Грузию о возможных последствиях.
Таким образом, Дагомысские, или же Сочинские соглашения, подписанные 24 июня 1992 года, явились результатом героической борьбы осетинского народа и поддержки со стороны патриотических сил в России.
Четырехсторонние переговоры между Россией, Грузией, Северной и Южной Осетией привели к подписанию соглашения «О принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта». В соответствии с ним в Южную Осетию вводились трехсторонние миротворческие силы, включавшие по одному батальону от каждой стороны — всего 1500 человек. Однако, несмотря на подписанное 24 июня соглашение, грузинские войска продолжали боевые действия против Южной Осетии вплоть до самого ввода миротворческих сил 14 июля 1992 года.
Ввод миротворческих сил стал для населения республики настоящим праздником. 14 июля стал для Южной Осетии праздничным днем, а в календаре дат страны появился День миротворца.
Формат ССПМ действительно был уникальным, потому что обычно в других странах миротворцы представляют из себя военные формирования третьих стран, не участвовавших в войне. А здесь помимо России в состав миротворческих сил вошли и вооруженные формирования самих сторон, участвовавших в конфликте — Южной Осетии и Грузии. В 90-е годы никто не мог предположить, что уникальная миротворческая операция окончится трагедией для самих российских миротворцев. Такая позитивная картина продолжалась вплоть до прихода к власти режима Саакашвили, главной целью которого стало выполнение геополитического заказа по вытеснению России из сферы ее влияния на Кавказе. В сложившейся ситуации российские миротворцы оказались препятствием на пути реализации реваншистских планов грузинской политической элиты. С 2004 года сводки ССПМ с каждым днем начали становиться все тревожнее и тревожнее, фиксируя факты убийств, захвата заложников и обстрелов г. Цхинвала, населенных пунктов РЮО. Через 16 лет после подписания Дагомысских соглашений и ввода миротворческих сил Грузия в августе 2008 года вновь начала полномасштабную агрессию против Южной Осетии. Особо следует отметить участие грузинского миротворческого батальона в агрессии и нападении на своих российских и осетинских коллег. Грузия использовала свой миротворческий батальон для обкатки грузинских коммандос и офицерского состава в зоне конфликта, чтобы они могли лучше ориентироваться на будущем театре боевых действий
Это военное преступление доказано неопровержимыми фактами, в частности, показаниями грузинских пленных, которые подтвердили наличие приказа открывать огонь по российским миротворцам. Как позже выяснят следователи Следственного комитета России, грузинские коммандос на территории Верхнего городка добивали раненных российских миротворцев выстрелами в голову.
После признания независимости Южной Осетии со стороны России и подписания базового Договора о дружбе и взаимопомощи на территории РЮО разместилась 4-я российская база. 8 октября 2008 года было официально заявлено о прекращении деятельности ССПМ в зоне грузино-осетинского конфликта. Формально это означало прекращение миротворческой операции, однако миротворческая миссия России на Кавказе и, в частности, в Южной Осетии продолжается до сих пор.
На сегодняшний день российские военные базы в РЮО и Абхазии являются серьезной сдерживающей силой для потенциальных агрессоров, действуя отрезвляюще на реваншистские силы в Грузии, а также на тех, кто регулярно пытается вновь расшатать ситуацию в Кавказском регионе. На данном этапе мы вновь становимся свидетелями очередного витка милитаризации Грузии и усиления военного присутствия НАТО в регионе, что создает реальные предпосылки для эскалации напряженности в Закавказье.
Что же касается бывших воинов-миротворцев, то они продолжают применять свои профессиональные и личные качества уже на новом, мирном поприще. Народ Южной Осетии не забывает о подвиге миротворцев. В знак признания боевых заслуг многие военнослужащие осетинского и российского батальонов были награждены государственными наградами России и Южной Осетии. Регулярно в каждую памятную дату возлагаются венки у разрушенного городка миротворцев, ставшего своего рода мемориалом. Память о российских миротворцах, стоявших на страже мира в Южной Осетии с 1992 года, в 2012 году увековечена и в космическом пространстве — в Созвездии Геркулеса безымянная звезда получила название «Миротворец».