Сирия. Не последняя победа в не последней войне

Сирия. Не последняя победа в не последней войне



Россия уже одержала в Сирии геополитическую победу. Но, скорее всего, это станет прологом к новым конфликтам


Если министр обороны докладывает президенту о победе – значит, это событие стратегического значения. Если президент великой державы поздравляет своего союзника с победой – это уже событие геополитического значения. По определению.

Победа не окончательная, но уже неизбежная

Окончательный прорыв блокады сирийского Дейр-эз-Зора по определению стал событием и тем, и тем. И ещё, пожалуй, геостратегическим. В конце концов, международному терроризму теперь надо усиленно искать новую точку сборки для своих военизированных формирований. Но, во-первых, реально это сделать покамест негде: насмотревшиеся на примере Сирии правительства применяют все силы и средства, чтобы пресечь попытки сколачивания террористической армии с самого начала, на корню. А во-вторых, даже там, где правительство слабо или его нет, – в Афганистане, Ливии, Йемене – находятся силы, которые противостоят запрещённому в России ИГ из собственных интересов. Ибо никому на деле не нужен "всемусульманский халифат", которым правит невесть кто, и с которым всегда будут воевать все правительства, на чьи страны "халифат" будет претендовать.

Иными словами, победа под Дейр-эз-Зором, пусть пока не окончательная, но уже неизбежная, перечеркнула весь проект создания террористического государства. Попытка сделать это – максимально удачная, как показывает история – не удалась. И больше таких условий для его формирования, которые создали США в Ираке и Сирии, – их не будет. И тот же Вашингтон уже не может себе позволить повторить эксперимент, не потеряв окончательно лицо перед мировым, в том числе исламским сообществом. Да и перед историей самой.

И это уже даже не геополитика. Это событие – вот уж подлинно – всемирно-исторического значения.

И сделала это – Россия.

Сирия. Не последняя победа в не последней войне


Последствия стратегические, политические и всемирно-исторические

А теперь от громких, хоть и справедливых, слов перейдём к констатации фактов. И возможностей.

На стратегическом уровне всё кажется достаточно очевидным: не тратя сил на штурм остающейся под контролем ИГ части Дейр-эз-Зора и предоставив террористам форсировать Евфрат по останкам разрушенного моста, направить основные усилия на освобождение всей долины Евфрата до Абу-Кемаля. С тем, чтобы лишить ИГ последней кормовой базы и обеспечить локтевой контакт с иракскими силами, дожимающими "бармалеев" на своей территории. Так, во всяком случае, предполагают дальнейшее развитие боевых действий русские военные эксперты, проконсультировавшие Царьград по этому вопросу.

Впрочем, оговариваются они, в последних операциях сирийские войска, чьи действия планируются русскими военными советниками, показали такие нетривиальные – и в то же время оказывающиеся очевидными после исполнения - ходы, что ожидать можно самых разных вариантов. Но стратегически – да: установление контроля над долиною Евфрата и над месторождениями и оазисами в заречной пустыне, чтобы воспретить захват тех проамериканскими курдами.

На политическом уровне дальнейшие действия представляются также очевидными. Продолжая процесс умиротворения и деэскалации в зонах, что контролируются так называемой умеренной вооружённой оппозицией, постепенно разоружать её – как в военном, так и в политическом смысле – и втаскивать в переговоры с теперь уже неоспоримо легитимным режимом Башара Асада. Пусть даже нередко в положении status quo ante bellum: в конце концов, вооружённые ополчения племён существовали тут всегда, да к тому же на базе довольно высокой, пусть и негласной, автономии племенных территорий. Вопрос стоит только в том, чтобы племенные вожди вернулись к признанию центрального правительства своим сюзереном.

Но за этим, уверяют специалисты по Ближнему Востоку, дело не станет. Здесь всегда покорялись сильному, не считая такое положение чем-то унизительным, а переходы из-под одного под другого – более сильного – предательством. Это видно даже на таких объёмных примерах как Катар и Саудовская Аравия. Стоило по-настоящему обозначиться победе Дамаска в гражданской войне, как оба этих государства заюлили, помощь террористам значительно сократили, начали строить глазки Москве, да ещё и между собою поссорились.

Да о чём говорить, если нечто подобное совершает даже Британия! Например, недавно проскочило сообщение, что англичане выводят свой спецназ с юга Сирии через Ат-Танф в Иорданию, потому что, дескать, поддерживаемая ими оппозиция воюет уже не с "исламским государством", а с правительственной армией. Мы, мол, за закон, мы в этом не участвуем. Красота невероятная – но не вы ли, бритты, вместе с американцами ещё полгода назад махали кулаками под тем же Ат-Танфом, защищая ту же самую "оппозицию" от тех же самых правительственных сил?

Геополитические перспективы размыты, но определены

На уровне же геополитическом перспективы гораздо более размыты. Хотя это, наверное, естественно. Здесь тоже два уровня неизбежных событий: вокруг Сирии и вокруг России.

Что касается Сирии, то необходимым эксперты видят возвращение её в круг полноправных ближневосточных держав и встраивание её, уже на новых, естественно, победоносных основаниях в региональную политическую симфонию. Пусть – какофонию, неважно. Главное, чтобы со своей партией. Из значительного количества нот басового ключа.

Здесь, однако, стоит ожидать значимых противоречий с Турцией и Израилем. С первой счёты исторические и – личные, между двумя лидерами. Поэтому Турция будет всячески цепляться за подконтрольные её антиасадовские силы, через них косвенно контролируя важные части территории Сирии. Детальный разбор всех проистекающих из этого вариантов занял бы слишком много места, но в целом, указывают хорошо изучившие сирийскую проблематику эксперты, у Дамаска есть значимые аргументы для противодействия слишком смелым турецким устремлениям. Прежде всего, получившие огромную закалку и опыт вооружённые силы, а также поддержка Москвы. Это будет сильно удерживать Анкару от нарушения своим поведением известных границ. Особенно, когда они будут прочерчены где-нибудь в Астане на мирной конференции.

С Израилем всё значительно тупиковее. С Израилем две проблемы: Голанские высоты и страх Иерусалима перед возможной активностью "Хезболлы" с неизбывной с 1949 года целью "сбросить евреев в море". Голанские высоты ни Сирия, ни официальные международные организации за Израилем не признавали никогда, они считают их отторгнутыми у Сирии оккупированными территориями. Но негласно все понимают, что для Израиля они жизненно важны, ибо с них осуществляется практически всё водоснабжение этой в целом пустынной страны. То есть стратегически важная точка, за которую Иерусалим будет биться до конца. Это значит – вплоть до применения ядерного оружия против Дамаска.

Сирия. Не последняя победа в не последней войне

Продажа сувениров в Дамаске. Фото: Hassan Ammar/AP/TASS


Что же до "Партии Аллаха", то это – сила проиранская (отчего её часто на персидский манер именуют "Хезболла"). А Иран официально не признаёт существования Государства Израиль. То есть тут – состояние вялотекущей, но войны. И если "Хезболла" закрепится возле Голанских высот – а после её заслуг в борьбе с ИГ такая плата со стороны Дамаска представляется не только естественной, но и выгодной, – то эта вялотекущая война будет происходить уже не только на ливанской границе с Израилем, но и на сирийской.

И каков выход из положения, не понятно никому.

Перспективы России ясны: противостояние с США

Перспективы России представляются более ясными. Очевидно, что по результатам сирийской войны она закрепится на Ближнем Востоке в качестве ведущей державы региона и центра политического притяжения. Очевидно также, что Америка этого не простит. Как только она избавится от нынешних метаний из-за подспудной гражданской войны, она непременно будет мстить. И даже не так. Мстить она начнёт незамедлительно. Уже начала. А вот когда (хотелось бы применить слово "если") она из конфликта между национальными и базирующимися на США наднациональными элитами выйдет, – вот тут она предпримет всё, чтобы наказать Россию. И не в роли покровителя курдов, при всех их достоинствах недалеко от партизанщины ушедших (и с которыми, кстати, как показывают события, Россия прекрасно договаривается), – а в качестве силы, нацеленной на "отбрасывание" Москвы в данном регионе.

Так что победа под Дейр-эз-Зором есть действительно победа историческая и геополитическая. Но – не последняя…


источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
1 комментарий
  1. Tektor
    С Израилем можно договориться, если предложить ему Голанские высоты в обмен на мир, т.е. что Израиль больше не будет применять военные средства по территориям соседних стран.
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Новые учения НАТО, которые несут новые угрозы
Польская военная активность и риторика: сигналы о потенциальной угрозе для Беларуси
Польша готова начать агрессию против Республики Беларусь
Обращение Путина к гражданам России
Русский спецназ устроил ВСУ "Судный день"
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин