ЕРС ПВО Беларуси и России: оправданные надежды

ЕРС ПВО Беларуси и России: оправданные надежды
Три года назад, 13 февраля 2012 г. Президент Беларуси Александр Лукашенко своим указом № 65 одобрил «Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь и Российской Федерации».

Если обратиться к истории вопроса, то идея создания Единой региональной системы противовоздушной обороны Беларуси и России (ЕРС ПВО) начала витать в воздухе еще с 90-х годов прошлого века. Это было время становления независимых государств, образовавшихся после развала СССР. Не последнюю роль в этом процессе играла проблема защиты собственных границ в воздушном пространстве, что вызывало необходимость в обнаружении воздушных объектов на максимальном удалении от границы страны, их своевременному опознаванию и приведению в готовность к применению дежурных сил по ПВО.

Кроме того, в конце ХХ века многократно возросла угроза терроризма, которая сегодня приобрела масштабы мировой проблемы.

Стало понятно, что без сильной ПВО обеспечить безопасность страны практически невозможно.

Исходя из этого, в рамках СНГ в феврале 1995 г. была создана Объединенная система ПВО стран СНГ «Содружество», после чего по инициативе России стали разрабатываться планы организации на ее основе трех региональных систем ПВО – Восточно-Европейской, Кавказской и Центрально-Азиатской.

Причем первой структурой должна была стать Восточно-Европейская региональная система ПВО, которую предстояло создать Беларуси и России.

Более того, важность такой интеграции для руководства России определялась не только значимостью региона в обеспечении безопасности и создании мощного противовоздушного заслона на западном направлении, но и примером взаимовыгодного и равноправного военного сотрудничества для остальных стран СНГ.

Если посмотреть хронологию событий, то отправной датой в создании ЕРС ПВО следует считать 25 февраля 1994 г., когда было подписано соглашение между минобороны Беларуси и России о порядке взаимодействия дежурных сил и средств ПВО. Но только лишь в апреле 1996 г. войска ПВО Беларуси и России приступили к совместному боевому дежурству. А вот фактическая работа по созданию ЕРС ПВО Беларуси и России началась в мае 1996 г., когда был подписан протокол о намерениях Министерства обороны Беларуси и Министерства обороны России по вопросу разработки принципов создания и функционирования ЕРС ПВО Беларуси и России. К детальной разработке боевого состава указанной системы, механизма функционирования, а также вопросов обеспечения, взаимодействия и управления и вовсе приступили только в 2000 году после разработки проекта Соглашения между Беларусью и Россией о совместной охране границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании ЕРС ПВО двух стран. Можно сказать, что именно этот документ дал ей старт.

Время шло, высокопоставленные должностные лица делали заявления об успешной интеграции двух стран в оборонной сфере, но на этом все и заканчивалось. Как утверждали военные, в то время сложилась казусная ситуация: де-факто – система функционировала, в автоматизированном режиме происходил обмен информацией между центральными командными пунктами ПВО Беларуси и России, а де-юре – она не была определена ни одним документом.

Причем юридическое оформление ЕРС ПВО раз за разом срывалось. Большинство аналитиков были уверены, что причины этих неувязок связывались ни с техническими, ни с военными вопросами. Стороны никак не могли прийти к консенсусу относительно экономических преференций Беларуси за оборону западных воздушных рубежей России.

Наконец, по истечении девяти лет (с 2000 г.), точки соприкосновения по всем спорным вопросам, вроде бы, были найдены, и 3 февраля 2009 г. на заседании Высшего Госсовета Союзного государства в Москве было подписано «Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь».

Что касается состава, то в соответствии с договоренностями, в ЕРС ПВО вошли соединения и воинские части (ЗРВ, РТВ, авиации, РЭБ), которые находятся на территории Беларуси, западных областей Российской Федерации и Калининградского особого района.

Но, видимо, полный консенсус в преференциях не был достигнут. Иначе как объяснить затягивание с ратификацией Соглашения. Если российская сторона одобрила документ 28 декабря 2009 г., когда президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о ратификации Соглашения, то с белорусской стороны этот процесс затянулся еще на три года. Только 13 февраля 2012 г. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко своим указом № 65 одобрил данный документ.

Но и после этого не обошлось без накладок. Ведь процесс создания ЕРС ПВО нельзя было считать завершенным без назначения командующего. Причем решение о его назначении принимается президентами двух стран по представлению министров обороны. А оно все время откладывалось. По мнению российских экспертов, с которыми можно было и поспорить, время тянула белорусская сторона, которая пыталась таким образом сохранить в рукаве этот козырь.

Апогеем всей этой интригующей истории стало назначение в августе 2013 г. командующего ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майора Олега Двигалева командующим Единой региональной системой противовоздушной обороны Беларуси и России.

Таким образом, если отталкиваться от февраля 1994 г., на все про все, ушло 15 лет.

Переходя к вопросу о выгодах такой интеграции в военной сфере, то они очевидны, причем для обоих государств. Прежде всего, в плане значительного повышения эффективности противовоздушной обороны и военной безопасности двух стран. Беларусь получила усиление сил и средств авиации и ПВО со стороны России, равно как и Россия со стороны Беларуси.

Более того, по заявлениям самих военных, создание ЕРС ПВО позволило наконец-то повысить эффективность не только обмена информацией между ЦКП ВВС и войск ПВО Беларуси и ВВС Российской Федерации, но и управления, технического обеспечения и подготовки кадров.

Для Беларуси не исключается возможность снижения затрат на содержание системы ПВО за счет повышения эффективности проведения ремонтных и регламентных работ на ВВТ, обеспечения их запасными частями по адекватным российским расценкам. Кроме того, появился равный доступ к новым технологиям, что закономерно послужит созданию совместных оборонных проектов в сфере ПВО.

Отдельно стоит упомянуть, что по оценкам многих специалистов создание ЕРС ПВО увеличило общую эффективность противовоздушной обороны в регионе для Беларуси в 1,4-1,6 раза, а для России – в 1,7 раза. По отдельным показателям эффективность боевого управления войсками ПВО возросла на 25-27%, а боевая эффективность системы ПВО – на 33-35%.

Для России противовоздушный (а в свете нынешних реалий и противоракетный) заслон на территории Беларуси, просто, незаменим.

Конечно, московские стратеги вряд ли надеются, что Беларусь сможет перехватить все 100% крылатых ракет, что, впрочем, невозможно, если те полетят на Россию. Однако, учитывая белорусскую систему ПВО, которая, по мнению российских генералов, признана самой работоспособной и эффективной на всей территории СНГ, Москва может рассчитывать, что гораздо меньше ракет придется на долю российской ПВО и им удастся более надежно прикрыть собственные охраняемые объекты.

И это несмотря на ряд проблем, связанных с моральным и физическим старением вооружения и боевой техники, стоящей на вооружении ВВС и войск ПВО Беларуси.

Определенные подвижки в вопросе перевооружения конечно есть. Заявлено о поставке в октябре этого года четырех комплектов ЗРК С-300, причем обсуждение этого вопроса ведется с апреля 2013 г. Но опять же речь идет не о каких-то новых системах, например С-400, которые сейчас активно поступают на вооружение российской армии. Понятно и желание России в первую очередь перевооружить свои войска ПВО, а уже потом союзников.

Но ведь от оснащения ПВО Беларуси современными высокоэффективными ЗРС в первую очередь в выигрыше окажется сама Россия. Здесь четко просматривается прямая зависимость: чем больше белорусские расчеты уничтожат воздушных целей над своей территорией, тем меньше их прилетит в Россию. Ясно, как божий день.

То же касается и авиационной составляющей, которую можно было усилить за счет самолетов Су-30, стоявших на площадках авиаремзавода в Барановичах после индийского контракта. Россия уж точно не обеднела бы, продав самолеты по остаточной стоимости белорусам. Но Ангола оказалась важнее.

Тем не менее, положительных аспектов от создания ЕРС ПВО все же больше, и они видны на практике. Полностью налажен процесс несения совместного боевого дежурства по ПВО. Более того, к уже имеющимся четырем российским Су-27, несущим дежурство на аэродроме Барановичи, в этом году в Беларусь будут поставлены из РФ еще четыре вертолета Ми-8 и два учебно-боевых самолета Су-27, которые заступят на боевое дежурство по усилению охраны границы Союзного государства. Ведется подготовка белорусских курсантов в российских военных ВУЗах по специальностям, необходимым для ВВС и войск ПВО. Ежегодно проводятся совместные учения и тренировки различного уровня, а белорусские расчеты ЗРК С-300 отрабатывают практические навыки в стрельбе на российских полигонах «Ашулук» и «Телемба».

Пока остается открытым вопрос по размещению российской авиационной воинской части на одном из белорусских аэродромов. Но, скорее всего, это событие стоит ожидать в начале 2016 г. Пока лишь определено место базирования – аэродром Бобруйск.

Впрочем, по мнению военных экспертов, подписание Соглашения наглядно подтвердило высокий уровень интеграции России и Беларуси в военной сфере. Но главное в том, что созданная ЕРС ПВО не только повысила военную безопасность двух стран но и стала, по сути, мощным фактором сдерживания от попыток разговора с Союзным государством с позиции силы.
источник
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите его и нажмите Ctrl+Enter
Также по теме
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Или водите через социальные сети
Свежие новости
Все новости
Новости партнеров
Новые учения НАТО, которые несут новые угрозы
Польская военная активность и риторика: сигналы о потенциальной угрозе для Беларуси
Польша готова начать агрессию против Республики Беларусь
Обращение Путина к гражданам России
Русский спецназ устроил ВСУ "Судный день"
Лучшее за неделю
Фото
Восставший из пепла
День взятия Бастилии
Протасевич был наёмником в неонацистском батальоне «Азов», — КГБ Белоруссии
Российские военные блокировали колонну армии США в Сирии
Броня крепка? Украинские танки в боях на Донбассе разваливаются даже от попаданий мин